Как собрать горный велосипед

Многие велосипедисты предпочитают обходить стороной магазины, где продаются велосипеды в сборе. Профессиональные спортсмены предпочитают собирать свой байк с нуля, подбирая каждую деталь, каждый механизм в зависимости от его стиля езды и ожиданий. Многие новички также стремятся максимально персонализировать свой транспорт, чтобы в будущем не возникало никакого дискомфорта. И их можно понять, ведь на заводах, где собираются и упаковываются уже готовые велосипеды, не могут учитывать предпочтения каждого покупателя по отдельности. И именно по этой причине собирать свой велосипед нужно самостоятельно.

Достичь цели можно благодаря использованию разных компонентов. Но все они должны быть не только совместимыми между собой, но и выполнять поставленные задачи по максимуму. Данную инструкцию можно использовать по-разному. Вы можете повторить все за мной, а можете пойти своим путем и приобрести похожие компоненты. Здесь все зависит только от вас. Моя же задача — скорректировать ваши действия таким образом, чтобы в будущем вы не ошиблись при выборе деталей. Наш бюджет составляет 60 тысяч рублей — для среднестатистического эндуро-байка этого вполне достаточно. Выбирать детали мы будем исходя из среднестатистических цен на вторичном рынке. Ну что же, давайте поэтапно собирать свой аппарат мечты!

Рама

Рама — это главный компонент любого велосипеда. Без ее наличия все основные механизмы не смогли бы работать вообще. Выбор производителя рамы является чуть ли не самым важным этапом в процессе сборки. Так как нам нужен велосипед для эндуро, давайте рассмотрим особенности самых популярных рам для эндуро на рынке.

 Specialized Enduro Expert EVO

Название говорит само за себя. Рама предназначена специально для использования в сложных условиях, где проходимость практически равна нулю. Фирменная система подвески FSR дарит велосипедисту необходимый уровень комфорта. Парни из Specialized прекрасно оформляют рамы, особенно новые модели. На фоне всех остальных моделей их можно считать чуть ли не самыми лучшими на рынке. Правда, есть одно «но» — стоимость рамы зашкаливает за 25 тысяч рублей. Выбрать такую раму можно, но не в случае с нашим бюджетом.

Specialized Enduro Expert EVO (2013)

 

Specialized Enduro Expert EVO 2013. Фото в сборе

Giant Reign X2

А вот эта рама уже вписывается в наш бюджет. Согласно среднестатистическим показателям, стоимость «голой» рамы составляет 16 тысяч рублей. В наш бюджет эта рама вписывается идеально. Из преимуществ: 6.7 дюймов хода (амортизатор 190 мм по осям), надежная схема подвески с облегченными белыми линками, относительно небольшой вес (4+ кг). Так что если учитывать соотношение цены и качества, Giant Reign X2 подходит нам идеально. Наш бюджет -16 000 рублей (44 тысячи рублей).

Giant Reign X2 (2013)

 

Giant Reign X2. Фото в сборе

 Амортизатор

Как вы можете увидеть на фото выше, в стандартной комплектации рама Giant Reign X2 укомплектовывается пружинным амортизатором FOX Van R. FOX – это американская компания, которая занимается производством самых качественных амортизаторов и вилок на рынке. Соответственно, для эндуро этого амортизатора хватит с головой. В нашем случае амортизатор FOX Van R имеет длину 190 мм по осям. Настройка низкоскоростной и высокоскоростной компрессии, настройка отскока, регулировка жесткости пружины – это стандартный набор настроек. Единственный минус – нет подкачки воздухом.

Амортизатор FOX Van R

 

Подкачка воздухом позволяет добиться максимальной чувствительности при обработке неровной поверхности. Если вам нужно, чтобы амортизатор обрабатывал чуть ли не каждую мелочь, Marzocchi Roco Air R – ваш вариант!

Данный амортизатор имеет почти все те же настройки, что и FOX Van R (нет настройки жесткости пружины из-за отсутствия таковой пружины). Но главное преимущество – подстройка амортизатора под вес ездока. Если приходится выбирать между FOX Van R и Marzocchi Roco Air R, последний вариант подойдет нам лучше всего.

Среднестатистическая стоимость – 6 000 рублей. Такой амортизатор нам подходит по бюджету (американский аналог – на 1 000 рублей больше). А если учитывать богатый выбор настроек, он подходит еще и по функционалу. Остаток – 38 тысяч рублей.

Marzocchi Roco Air R

 

Амортизатор Marzocchi Roco Air R

Вилка

Выбор вилки – это ответственный шаг, ведь от этого зависит комфорт и управляемость. На рынке есть большое количество вариантов вилок, предназначенных специально для эндуро. Обращая внимание на тот самый бюджет, выбрать любую вилку не получится. Давайте рассмотрим несколько вариантов.

 Marzocchi 55 2008

Итальянская компания производит одни из самых лучших амортизационных вилок в мире. Модель Marzocchi 55 2008 имеет оптимальный уровень хода (можно настроить в диапазоне 120-160 мм). Вилка может подкачиваться воздухом, а картридж АТА быстро настраивает ход вилки. Для настройки работы также используется крутилка отскока и компрессии. Диаметр ног – 35 мм. Стоимость – 10 000 рублей.

Marzocchi 55 2008

 

Suntour Durolux TAD 20 QLC

Вилка под 20 ось. Предназначена не только для использования в режиме «Эндуро», но и для фрирайда средней сложности. Данная модель дает возможность регулировать диапазон хода (140-180 мм). Присутствует подкачка воздухом в левой ноге. Правая нога имеет регулировку отскока и демпфер. Этого вполне хватит для качественного катания в стиле эндуро. Стоимость Suntour Durolux TAD 20 QLC – 8 тысяч рублей.

Suntour Durolux TAD 20 QLC

Suntour Durolux TAD 20 QLC

 

Что выбрать? Выбирая исходя из стоимости, Suntour Durolux TAD 20 QLC выигрывает у итальянского конкурента — Marzocchi 55 2008 (8 тысяч против 10 тысяч). Но обратите внимание на то, что Marzocchi 55 2008 предлагает больший диапазон настроек, что играет большую роль при катании технически сложного эндуро. Соответственно, лучше переплатить деньги и получить качественный результат, чем взять простенькую вилку из-за небольшой цены. Наш выбор — Marzocchi 55 2008. Бюджет – 28 тысяч рублей.

 Рулевая колонка

Выбор рулевой колонки также является важным, ведь в зависимости от того, какую рулевую вы выберете, можно получить тот или иной уровень управляемости. В принципе, при выборе рулевой колонки не нужно обращать внимание на модели с шариковыми подшипниками, а отдать предпочтение моделям с промышленными подшипниками (далее – «промами»).

Самые популярные модели — FSA Pig DH Pro 1.1/8, Cane Creek Monsta и VP VP-A98ACS. Оптимальный вариант — VP VP-A98ACS. Модель для фрирайда – более агрессивной дисциплины, чем эндуро. Да и по соотношению цена-качество именно эта модель выигрывает. Стоимость – 1 000 рублей (остаток — 27 тысяч рублей).

Рулевая колонка VP VP-A98ACS

 

Рулевая колонка VP VP-A98ACS

Колеса

В случае с колесами придется хорошо подумать. Нам нужно подобрать не вилсет (колеса в сборе), а только обода, спицы и втулки. Мы выбрали вилку Marzocchi 55 2008, которая использует крепления под 20 ось (вставную ось). На рынке присутствует большое количество моделей на выбор. Самый оптимальный по соотношению качества и цены имеет следующую комплектацию:

  • Обода: AlexRims DX32;
  • Втулки: Novatec (передняя – под 20 ось, задняя – модель d042sb);
  • Спицы: DT Swiss.

Данное соотношение деталей создает прочное колесо, которое не будет бояться даже приземлений с большой высоты на ровную поверхность (в народе – прыжок «на плашмяк»). Стоимость переднего и заднего колеса – 6 000 рублей (остаток — 21 тысяча рублей).

Передняя втулка Novatec

 

Передняя втулка Novatec

Задняя втулка Novatec d042sb

Задняя втулка Novatec d042sb

Обод AlexRims DX32

Обод AlexRims DX32

Покрышки и камеры

Рама, которую мы выбрали, предназначена для установки колес диаметром 26 дюймов. Мы уже выбрали готовый вариант колес, и теперь нам осталось выбрать только покрышки и камеры. Как показывает практика, выбор падает только на две модели покрышек, которые реально помогают увеличить сцепление, гарантируя прекрасный результат — Maxxis Advantage 2.25 и Schwalbe Muddy Mary 2.35.

Учитывая соотношение качество-цена, выбор падает именно на немецкие шины Schwalbe Muddy Mary 2.35. Аргументировать свой выбор можно большей шириной (2.35 дюймов против 2.25 дюймов), что позволяет улучшить сцепление на любой поверхности.

Несмотря на то, что разница в цене не особо большая (1200 рублей за комплект против 1500 рублей), разница в качестве ощутимая. Итак, наш выбор — Schwalbe Muddy Mary 2.35 (остаток – 19 500 рублей).

Выбор камер не является решающим для определения хорошего качества работы. Чтобы сэкономить, можно выбрать прекрасный вариант – комплект камер Maxxis 26″ Welter Weight. Несмотря на то, что производить указывает на максимальную ширину колеса 2.125, камеры спокойно чувствуют себя при ширине покрышки 2.35. Стоимость комплекта – всего 200 рублей (остаток – 19 200 рублей).

Покрышка Maxxis Advantage 2.25

 

Покрышка Maxxis Advantage 2.25

Покрышка Schwalbe Muddy Mary 2.35

Покрышка Schwalbe Muddy Mary 2.35

Камера Maxxis 26" Welter Weight

Камера Maxxis 26″ Welter Weight

Итак, давайте подведем промежуточные итоги. На данный момент мы потратили 40 800 рублей, купив раму, амортизатор, вилку и собрав колеса в сборе. Осталось дело за немногим – комплект трансмиссии, тормоза, переключатели передач и мелочи (руль, вынос, грипсы, седло, подседельный штырь, зажим). Ну что же, продолжим нашу дискуссию!

Каретка и система (шатуны, звезды, педали)

Правильный выбор каретки влияет на комфорт при педалировании. Очень часто на рынке можно встретить большое количество моделей кареток на выбор. Выбирать каретки с шариковыми подшипниками не стоит, так как придется частенько за ними ухаживать.

Модели с промами, часто используемыми в рулевых колонках, рамах и втулках, не требуют особого ухода за собой. Единственное, что придется делать – раз в год менять масло. Прекрасный вариант для вашей рамы – каретка FSA MegaEXO. Выносные чашки, неубиваемые подшипники, место под впрессованный вал шатунов – все это об этой модели.

Каретка FSA MegaEXO

Каретка FSA MegaEXO

Теперь нужно правильно подобрать шатуны. Чуть выше я упоминал, что каретка FSA MegaEXO используется только для взаимодействия с шатунами с впрессованным валом. Производитель рекомендует использовать шатуны FSA Comet. Я использую их на своем гоночном велосипеде для даунхилла Specialized Demo 8 2006.

Даже несмотря на то, что они не предназначены для даунхилла, шатуны не гнутся и не трескаются. Краска, нанесенная на рабочей зоне (где находится логотип – периодически стирается из-за контакта с обувью), стирается очень медленно. За два года очень глубоких потертостей нет. Диапазон алюминиевых звезд (в «шлицах» – количестве зубцов на звезде) – 22Т-32Т-44Т. Для эндуро такой диапазон является самым оптимальным. Кстати, все звезды снимаются за счет использования бонок с болтами.

 Шатуны FSA Comet вместе с кареткой FSA MegaEXO

 

 Шатуны FSA Comet вместе с кареткой FSA MegaEXO

 

Правильная работа системы («система» — условное обозначение шатунов вместе с кареткой) не является возможной без использования педалей. В принципе, выбрать можно любые педали, которые присутствуют на рынке. Практика показывает, что самым оптимальным вариантом станет пара педалей Wellgo B-065. Широкая платформа с высокими шипами прекрасно удерживает ногу на своем месте. Подшипники – промышленные.

Педали Wellgo B-065

 

Педали Wellgo B-065

Теперь подсчитаем расходы. Шатуны FSA Comet вместе с кареткой FSA MegaEXO стоят 2 200 рублей, педали Wellgo B-065 – 600 рублей. Итого – 2800 рублей за систему (остаток – 16 400 рублей).

 Тормоза

Тормоза – это обязательная деталь велосипеда, которая отвечает за безопасность велосипедиста во время езды. Особенно в таких сложных дисциплинах, как эндуро. Выбирать ободные тормоза механического типа, или даже дисковые механические тормоза не приходится – плохие характеристики силы торможения заставляют отказаться затеи приобрести их. Остается лишь один вариант – дисковые гидравлические тормоза.

На рынке присутствует много моделей тормозов, предназначенных для эндуро. Но учитывая текущий остаток бюджета и соотношение цены и качества, остается две наиболее подходящие модели — Avid Elixir 5 и Shimano SLX BR. Рассмотрим оба варианта поподробнее.

Тормоза Avid Elixir 5 славятся на рынке за счет своей многофункциональности и надежности. Менять колодки нужно всего лишь раз на полтора сезона, при том, что ряд конкурентов вынуждает менять колодки два раза за сезон. Мощности хватает для того, чтобы заблокировать заднее колесо легким нажатием ручки.

В случае с передним тормозом плавное нажатие ручки приведет к немедленной остановке, в некоторых случаях – до вылета через руль. Но такое, как правило, практически не случается. В комплекте идут роторы диаметром 160 мм G3 Clean Sweep Dtc и адаптеры.

Тормоза Avid Elixir 5

 

Тормоза Avid Elixir 5

Модель Shimano SLX BR по показателям мощности немного уступает тормозам Avid Elixir 5, но найти комплектующие к ним более просто. При сильных морозах ручка может продавливаться, но это случается с любыми гидравлическими тормозами.

По качеству исполнения не уступают Avid Elixir 5. Удобная ручка хоть и прекрасно удерживает палец, но имеет свойство стираться со временем. Торможение происходит плавно, без резких рывков. На калипере есть специальные ребра, отводящие тепло с колодок. В комплект входит только тормоз – адаптеров и роторов нет.

Тормоза Shimano SLX BR

 

 

Учитывая полученную выше информацию, следует выбрать именно тормоза Avid Elixir 5. Конкурент — Shimano SLX BR, хоть и может отводить тепло с ротора, в стартовом комплекте его попросту нет; придется приобретать комплект роторов отдельно. По показателям стоимости Avid Elixir 5 также выигрывает – 5 000 рублей за полный комплект против 4 600 рублей за одни тормоза (Shimano SLX BR). Выводы напрашиваются самостоятельно. Остаток — 11 400 рублей.

Манетки, переключатели, цепь, кассета

Группа оборудования для переключения передач очень редко встречается в одном комплекте. Но есть одна фирма, которая предлагает воспользоваться прекрасным преимуществом – получить много деталей с большой скидкой. При том, что сами детали не уступают по показателям надежности. Итак, встречайте – манетки и переключатели SRAM X7 и кассета + цепь SRAM PC-850.

Комплект «передняя манетка + передний переключатель» SRAM X7 имеет диапазон переключения 3 передачи. Комплект «задняя манетка + задний переключатель» SRAM X7 – 9 передач. Цепь и кассета SRAM PC-850 полностью совместимы с моделью SRAM X7.

Детали изнашиваются очень медленно, да и в обслуживании практически не нуждаются. Удобная эргономичная форма переключателей позволяет велосипедисту максимально быстро переключиться на нужную передачу. Стоимость комплекта – 4 тысячи рублей (остаток – 7400 рублей).

Манетки SRAM X7 3х9

 

Манетки SRAM X7 3х9

 Задний переключатель SRAM X7, средняя лапа

 

Задний переключатель SRAM X7, средняя лапа

Передний переключатель SRAM X7

Передний переключатель SRAM X7

Руль + вынос + грипсы

Итак, осталось дело за немногим – правильно выбрать комплект руль + вынос + грипсы. Рынок предлагает более 400 моделей выносов и рулей по самым разным ценам. Но чтобы правильно вписаться в бюджет, нужно пойти на компромисс и сделать максимально правильный выбор.

Одним из самых хороших вариантов является комплект руль + вынос Truvativ Hussefelt. Ширина руля – 710 мм, чего вполне хватает для уверенного пилотажа при катании жесткого эндуро. Грипсы ODI Ruffian Limited Edition D30RFS-B будут обеспечивать надежное сцепление с рулем, не давая рукам выскользнуть. Весь этот комплект стоит 2 500 рублей (остаток – 4900 рублей).

Вынос Truvativ Hussefelt

 

Вынос Truvativ Hussefelt

Грипсы ODI Ruffian Limited Edition D30RFS-B

Грипсы ODI Ruffian Limited Edition D30RFS-B

Руль Truvativ Hussefelt

Руль Truvativ Hussefelt

Седло + подседельный штырь + зажим

Вы должны ощущать комфорт при езде. А это невозможно без правильно подобранного штыря и седла. Зажим выполняет здесь второстепенную роль, но без него тоже не обойтись, ведь он зажимает штырь и седло на правильной высоте. Я предлагаю приобрести проверенный временем комплект – подседельный штырь Thomson Elite DH (предназначенный для даунхилла), седло Kore Perfomance и зажим BBB BSP-97 seatclamp PostFix 34.9 mm black. Стоимость комплекта – 4900 рублей (бюджет исчерпан).

Зажим подседельного штыря BBB BSP-97 seatclamp PostFix 34.9 mm black

 

Зажим подседельного штыря BBB BSP-97 seatclamp PostFix 34.9 mm black

 

 

 

Седло Kore Perfomance White

 

Седло Kore Perfomance White

Подседельный штырь Thomson Elite DH

Подседельный штырь Thomson Elite DH

Выводы

Наш бюджет исчерпан. Но зато мы получили идеальный аппарат для эндуро на базе велосипеда Giant Reign X2. Мы идеально подобрали раму, вилку, амортизатор, тормоза, колеса, трансмиссию, переключатели передач и дополнительные компоненты. Я на все сто процентов уверен, что такая комплектация является достаточной для катания жесткого эндуро. При написании этой статьи я использовал детали в качестве примера – вы можете использовать любые другие компоненты, которые можно вписать в бюджет.

С вами был Арсений, желаю ровных дорог и уверенно преодолеть все препятствия на пути!