Как выбрать усилитель мощности авто

1
41 510 views

Усилитель мощности звука для автомобиля – неотъемлемая часть качественного автозвука, ведь, как правило, усилитель любого головного устройства (автомагнитолы) не обладает таким запасом мощности, чтобы установить качественную мощную акустику. А так, как приобретение усилителя «в слепую» может существенно не изменить ситуацию с повышением качества звука, то необходимо точно знать, как правильно выбрать усилитель мощности для машины.

Характеристики усилителя звука

Автомобильные усилители существенно отличаются между собой по нескольким параметрам:

1. Количество каналов:

  • Монофонические или одноканальные усилители применяются для повышения звуковой мощности только одного канала, поэтому их применяют в основном при установке сабвуфера в автомобиле, ведь он требует значительно большей мощности, чем остальные каналы.
  • Стереофонические – бывают с двумя или тремя каналами, к которым можно подключить ряд динамиков по системе стерео, ABC или псевдоквадро, а в случаях с трехканальными усилителями возможно подключение сабвуфера.
  • Четырехканальные – «азы» для создания качественного звука в автомобиле, ведь можно подключить полноценные четыре канала, создав акустическую систему квадро.
  • Пятиканальные – «комбайны» для создания квадросистемы с выделенным подключением сабвуфера. Это лучший вариант для создания качественного автозвука, т.к. все каналы сбалансированы по техническим параметрам.

Совет: Конечно, можно комбинировать несколько видов усилителей, но всегда учитывайте их соответствие выходных параметров при подключении разных колонок.

2. Выходная мощность:

  • Перед тем, как выбрать усилитель, необходимо учесть, что многие производители электронной техники намеренно указывают разные параметры мощности. Так одни указывают завышенную мощность, беря во внимание ее максимальные пиковые результаты; другие – занижают, чтобы создать пиковый запас мощности. Поэтому всегда обращайте внимание на номинальную мощность усилителя, которая должна быть обязательно на 20-30 % меньше мощности автомобильных колонок.
  • Выходная мощность напрямую зависит от тока потребления, поэтому стоит обратить внимание на предохранители, предельный ток которого должен соответствовать перегрузке усилителя.
  • Ответственный производитель усилителя мощности обязательно приложит к инструкции (паспорту) сертификат качества изделия, где обязательно указывается мощность усилителя и условия ее измерения.

3. Коэффициент нелинейных искажений

Параметр, который существенно описывает качество усилителя в зависимости от изменения его рабочих режимов, т.е. этот параметр показывает, как «деформируется» звук. Чем меньше этот коэффициент, тем меньше будет вноситься искажений в звучание. Часто КНИ привязывают к максимальной выходной мощности, ведь искажения возникают именно при большой раскачке канала.

4. Амплитудно-частотная характеристика усилителя

Главный фактор, влияющий на создание качественного автозвука. В авто подбираются усилители мощности с линейной характеристикой в диапазоне от 20 до 20 000 Гц, но для уменьшения резонансных проявлений кузова допускаются установки с провалом на средней частоте (только не с подъемом). Отдельное внимание уделяется УНЧ, который должен создавать подъем АЧХ на низах и спад на средних и верхних частотах.

5. Регулировка частот или функция кроссовер

Большинство современных усилителей мощности имеют фильтры частоты, позволяющие правильно отрегулировать частотную нагрузку на различные динамики, т.к. для ВЧ-«пищалок» необходим срез низов, а для мидбаса наоборот – срез высокой частоты.

6. Дополнительные функции

Приглушение звука, эквалайзер, дополнительные входы и параллельные выходы.

7. Класс усилителя

Обобщающее описание характеристик усилителя по установленной классификации, учитывающее два основных параметра: КПД и уровень вносимых искажений.

  • А-класс – усилители с минимальными вносимыми искажениями, но имеющие низкий КПД (порядка 20%), поэтому в машину устанавливаются крайне редко из-за больших потерь в электрической схеме.
  • В-класс – эффективные по мощности усилители, но имеющие значительный коэффициент искажения звука, поэтому в качестве автомобильных используются ограниченно при малых требованиях к вносимым искажениям.
  • С-класс – мощные усилители с КПД около 75%, но так же имеющие значительные нелинейные искажения, поэтому на их базе невозможно создать Hi-Fi системы, а вот неплохое и мощное звучание получить можно.
  • А/В-класс – усилители с оптимальными параметрами для использования в автомобильных аудиосистемах, т.к. имеют достаточную мощность при незначительных нелинейных искажениях.
  • D-класс – современные электронные усилители, имеющие цифровую обработку сигнала. Имеют относительно компактные размеры, высокий КПД при незначительных вносимых искажениях. Такие схемы недешевы, поэтому распространены только при приоритете в создании качественного звука.

Совет: Чтобы и качество соответствовало, и мощность не терялась – оптимально устанавливать в авто усилители только А/В или D класса в зависимости от финансовых возможностей.

Как правильно выбрать усилитель мощности

Чтобы точно знать, как правильно выбрать усилитель мощности в авто, необходимо брать во внимание ряд дополнительных его параметров:

  • Коэффициент гармонических искажений (THD) – параметр, показывающий на сколько сигнал искажается при усилении. Обычно такой параметр указывают для разных частот, чтобы точно знать, как компенсировать искажения за счет подбора динамиков.
  • Разделение каналов (Stereo Separation) – описывает независимость друг от друга воспроизведения каналов. Проникновение каналов в усилителе практически неизбежно из-за использования одного источника питания и совместной схемы. Чем больше разделение каналов в децибелах, тем меньше зависимости между ними и лучшее восприятие эффектов.
  • Демпфирующий параметр – степень инерции акустической системы, способную гасить усилитель, т.к. чем выше этот показатель, тем «чище» будет звучание, т.к. усилитель способен сдерживать инерционные колебания акустической мембраны.
  • Обратите внимание на качество звука «в живую», т.к. часто название «производителя» часто не совпадает с реальным качеством. Часто подделки обнаруживаются и среди известных «сторожил» автомобильной аудиотехники, поэтому для правильного выбора всегда необходимо проверять технику «в живую». Фирменный товар не может иметь не состыковки качественных параметров, комплектации, упаковки – если такие обнаруживаются, то стоит вспомнить о контрафакте.
  • Сопротивление нагрузки – параметр, показывающий при каком сопротивлении акустических колонок действительны указанные параметры. Учтите, что понижение сопротивления динамиков приводит к большей нагрузке на усилитель при значительном повышении выходной звуковой мощности и возникновению больших искажений, а при подключении динамиков с повышением сопротивления нагрузки снижается мощность вследствие более проблематичной раскачки.
  • Выбор усилителя мощности для сабвуфера необходимо проводить по главному параметру – мощности, т.к. качество звука для НЧ не столь важно, чем пиковая мощность.
  • Задача «выбора усилителя» должна учитывать и особенности его корпуса, ведь для мощной раскачки колонок требуется большая мощность, часть которой трансформируется в разогрев усилителя. Поэтому корпус усилителя желательно должен быть металлическим с мощными ребрами охлаждения, встроенный вентилятор охлаждения не будет лишним. Обычно, чем мощнее усилитель, тем больше размеры корпуса, поэтому, чтобы не возникло проблем с монтажем необходимо учесть габариты.

Совет: Совмещение всех характеризующих факторов для создания качественного автозвука приводит к однозначному выводу, что качественный автомобильный усилитель мощности просто не может быть дешевым. Поэтому при сниженной цене на усилитель ищите в нем «подводные камни».

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Очень радует усилитель BX-02, давно таких качественных вещей не встречал, для машины самое то — может работать автономно до 6 часов. Звук четкий,громкий,девай служит уже более года без перебоев. Покупал в ТЦ»Электронный рай» за смешные деньги. Советую

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here